Институт изучения религий в странах СНГ и Балтии


О нас
Наши проекты
Статьи
Книги
Вопросы НЕ к священнику
Ссылки

Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии > Главная страница > Проекты > УГКЦ: преодоление мифа > Доклады

о. Иосиф Милян

руководитель Комиссии по делам молодежи УГКЦ (Львов)

ЦЕРКОВЬ И ДЕМОКРАТИЯ

Доклад на семинаре “УГКЦ: преодоление мифа”

Рассматривая вопрос "Христианство и демократия", воспользуюсь популярной в научных кругах теорией, предложенной Семюелем Гантингтоном, директором Института стратегических исследований Джона М. Олина при Гарвардском университете (США). На одной из своих лекций в Оклахомском университете он вел речь о трех волнах демократизации в современном мире.
Первая волна продолжалась сто лет с 1820 по 1920 г. Начало она брала с Американской и Французской революции и была северно-американским и европейским явлением.
В 1922 г. с маршем Муссолини на Рим начинается обратная волна. В последующие два десятилетия в Германии, Испании, Латинской Америке и других странах приходят к власти диктаторские режимы.
После Второй Мировой Войны до 1960-х годов имела место более краткая вторая волна демократизации, когда под влиянием союзнической оккупации возникли демократические институции в таких странах, как Западная Германия, Италия, Австрия, Япония и Южная Корея. Также в этом направлении начинают свое развитее Турция, Греция, некоторая часть латиноамериканских стран.
Однако в 1950-х годах начинается обратная волна, следствием которой стали военные перевороты в Греции, Турции, Корее, Индонезии, Филиппинах и большинстве стран Латинской Америки.
Третья и все еще действующая волна демократизации началась с падения диктаторского режима в Португалии в 1974 г. С того времени более чем в тридцати странах Европы, Азии и Латинской Америки авторитарные режимы были свергнуты, а их место заняли демократические.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов третья волна демократизации коснулась и украинского общества. На территории Украины, которая входила в состав Советского Союза, возникают общественно-политические организации, целью которых была защита прав человека, декларированных, в частности, Хельсинским соглашением.
Если характеризировать основные стимулы демократизации на Западе, то одной из наиболее важных сил была религия. В первой и второй волне основную роль сыграл Протестантизм, и в очень малой степени - Католицизм. Третья волна в большей мере обязана изменениям внутри Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора, который отметил характер социальных и политических структур, а также важность прав человека. Собор задекларировал обязанность выносить моральную оценку, даже в делах политического устройства. Следствием этого стало то, что Епископские конференции, церковные деятели перевели Церковь в оппозицию к авторитарным режимам Латинской Америки, Филипин и других стран.
Что касается Украины, которая, как было сказано, входила в состав Советского Союза, то своей независимостью она прежде всего обязана своей западной части - Галичине, которая возглавила общественные процессы на пути к демократизации. Фактически, крушение авторитарного режима и провозглашение независимости на Украине состоялось благодаря Западной Украине.
Изменения в украинском обществе в 1980-х годах совпадают с активизацией публичной деятельности запрещенной на то время в Советском Союзе Украинской Греко-Католической Церкви. Следует сразу отметить, что как Католическая Церковь наша Церковь на этом этапе делала акцент не на политических интересах, а на защите одного из важнейших прав человека - религиозной свободы.
Празднование 1000-летие крещения Руси-Украины в 1988 г. способствовало общественной активизации греко-католиков на Западной Украине, следствием чего стали публичные богослужения - вопреки действующему законодательству, - как манифестации за право религиозной свободы.
Опозиционность к действующему режиму и борьба за права человека ставит Церковь в один ряд с национально-демократическими силами. В 1989 г. одна из общественно-политических организаций - "Хельсинская группа" в содружестве со священниками Греко-Католической Церкви проводят поминальное богослужение в память поэта-демократа Тараса Шевченко. Многотысячное богослужение стало прорывом в общественном сознании: отбросив страх, занять позиции борьбы за свои права.
Символически, Пасхальной службой начинаются с этого времени систематические публичные богослужения греко-католиков возле закрытого католического храма, непосредственно в близости от Львовского областного комитета Коммунистической Партии Украины. В 1989 г. защищавшими свое право на религиозную свободу верующими Украинской Греко-Католической Церкви, среди которых были члены Хельсинской группы, было отправлено обращение к М. Горбачеву с просьбой о легализации УГКЦ, сопровождавшееся впоследствии голодовкой на ул. Арбат в Москве.
Во Львове Украинская Греко-Католическая Церковь организовала полумиллионную манифестацию, вынудившую общественность заговорить о существовании греко-католиков и их праве на религиозную свободу. Фактически, это стало явным вовлечением в процессы демократизации широких масс.
В конце 1989 г. Украинской Греко-Католической Церкви было предоставлено право на регистрацию своих общин. В более глобальном масштабе - это было признание государством права на свободу совести и вероисповедания. Как доказательство тому, возрождается Украинская Автокефальная Православная Церковь, запрещенная во времена Советского режима и теперь активно поддержанная греко-католиками.

Будучи верна принципам Католической Церкви относительно религиозной свободы, УГКЦ защищала эти принципы в жизни. Выступая в Риме 6 ноября 1987 г. в связи с 40-летием Организации "Церковь в нужде" (Kirche im Not), Его Блаженство Мирослав Иван кардинал Любачивский, глава УГКЦ, сказал: "Следуя путями духа Христова, подаем нашу руку прощения, примирения и любви российскому народу и Московскому патриархату. Повторяем, как и в нашем примирении с польским народом, слова Христа: "Простите, как и мы прощаем" (ср. Мт. 6, 12). Мы все братья во Христе, давайте уважать друг друга, учиться жить вместе, сознавая, что нас объединяет одна и та же вера нашего Спасителя. Мария, Матерь Божия, являющаяся такой сильной связью в нашей религиозной традиции, поможет нам преодолеть все трудности на пути единства, ради спасения наших народов". Это обращение, как и последующие аналогичные призывы Синода Епископов УГКЦ на имя патриарха Пимена от 14 октября 1989 г., так и осталось без ответа.
После запрета УГКЦ в 1946 г. все (!!!) храмы, монастыри и другие культовые сооружения были насильственно отобраны атеистическим режимом, а часть их передана Московскому Патриархату. После же разрешения властями регистрации общин УГКЦ возникла потребность в храмах для богослужений.
Местоблюститель главы УГКЦ епископ Владимир Стернюк выступает с очень демократическим на тот час заявлением - не отбирать исторически принадлежавшие УГКЦ храмы, а ввести систему совместного владения храмами и поочередных богослужений в них. Однако отказ от поочередности стал одной из причин, спровоцировавших известные межконфессиональные конфликты.
Можно приводить еще много фактов о роли Греко-Католической Церкви и реальной поддержки демократических начинаний в обществе в период 1980-1990-х годов, однако достаточно будет отметить, что третья волна демократизации в Советском Союзе состоялась благодаря поддержке Греко-Католической Церкви на Украине, как в свое время Римо-Католической Церкви в Литве, протестанских Церквей в Прибалтике.
Характеризуя современное состояние и ситуацию в Украине, принято начинать с момента развала Советского Союза, то есть с 1991 г. Действительно, это во многих отношениях качественно новый этап развития этого региона.
Большинство внутренних проблем Украины связано с переходным характером ее пост-советского развития. Главной особенностью этого этапа является то, что предыдущие механизмы государственного управления ликвидированы или претерпели частичные изменения, тогда как качественно новый и сбалансированный механизм так и не установлен. Своеобразное состояние "межвременья" вызывает большие деформации в обществе, которые проявляются во всех сферах общественной жизни. Кризис в Украине носит комплексный характер и, в принципе, может быть преодолен только комплексным реформированием общества.
Свержение тоталитарного режима означало также раскрепощение угнетенных до сих пор инстинктов, выход на поверхность проблем, которые не решались десятилетиями.
Объективным тормозом демократизации стали: местами "искаженный патриотизм", который впадал в крайности агрессивного национализма (1), нетерпимость (2), ксенофобия (3) и конфессиональный шовинизм (3).
К главным проблемам украинского общества можно отнести следующие:
а) политическая нестабильность
Политическая нестабильность вызвана, главным образом, неопределенностью идеологических ориентаций и национальных приоритетов, а также продолжающимся перераспределением сил между различными ветвями власти.
б) экономический кризис
Большинство населения неспособно различить, где имеет место необходимая и экономически выгодная остановка устаревших предприятий, где же происходит бесхозяйственное "разбазаривание" потенциала конкурентоспособных предприятий, а где предприятия останавливаются в результате жесткой политики западных фирм, лоббирующих украинское правительство в своих корыстных интересах и не заинтересованных в возрождении национальных конкурентов.
в) кризис управления
В дополнение к общей безответственности и некомпетентности руководящих кадров, серьезной проблемой стали коррупция и взяточничество. Положение в нашей стране отягощено отсутствием эффективного механизма контроля за государственными органами и их корректировки.
г) слабость гражданского общества
Можно сделать осторожный вывод, что развитие гражданского общества сдерживается не столько отсутствием гражданских свобод, сколько недостаточным финансовым обеспечением независимости общественных организаций. В связи с этим большую роль в развитии гражданского общества оказывают западные фонды.
д) особенности менталитета
Гордостью советской системы в свое время являлось создание особого советского типа человека - homo sovieticus, которому было присуще перманентное состояние несвободы, избыточная привязанность к патерналистскому типу государства, агресивность мысли и поступков и установка на нетерпимость по отношению к инакомыслию, моральный релятивизм.
Носитель черт homo sovieticus'а готов отказаться от полученной свободы в пользу гарантированного "пайка" социальных благ, неспособен найти применение своим возможностям в условиях рыночных взаимоотношений, нетерпим к какому-либо плюрализму.
С другой стороны, именно в области ментальности, на мой взгляд, за прошедшее десятилетие произошли самые значительные перемены. Вырастают новые поколения, не знающие, что это такое: липкий страх перед НКВД/КГБ, табу на национальные чувства, запрет на частную торговлю и предпринимательство, тотальное порицание милосердия и веры в Бога.
е) кризис национальной идентичности
Выйдя из ставшей почти постоянной полосы несвободы, современная украинская нация только формируется. Радость одних в связи с возможностью свободно проявлять национальные чувства существует параллельно с разочарованием других, вызванным прежде всего неудовлетворительной социальной политикой украинского государства. Стремление одних в общеевропейский дом существует наряду со стремлением других к более тесному союзу с Россией. Налицо определенное недоверие между украиноязычными западными и русскоязычными восточными и южными регионами Украины. Расколотость самосознания на различные, часто взаимоисключающие составляющие усугубляет процес национального, геополитического, религиозного и культурного самоопределения. Оно же замедляет вхождение Украины в европейские структуры.

УГКЦ сегодня в Украине является своеобразным гарантом демократии.
Роль УГКЦ в процессах демократизации, которые проходят сегодня в Украине можно определить следующими тезами:

- Реализм - без сентиментальных обрамлений и молчания о действительном состоянии вещей.
- Мужество - осознавая правду, публично говорить о реалиях и наболевшем.
- Взвешенность - адекватность и глобальность.
- Экуменическое мышление - память о братьях-некатоликах и открытость.

Дизайн сайта: Академия Наивного Искусства на улице Академика Варги. Все права защищены.