Институт изучения религий в странах СНГ и Балтии


О нас
Наши проекты
Статьи
Книги
Вопросы НЕ к священнику
Ссылки

Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии > Главная страница > Проекты > УГКЦ: преодоление мифа > Доклады

о. д-р Мирон Бендик

ректор Епархиального Катехизического Института Пресвятой Троицы УГКЦ (Дрогобыч)

ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УГКЦ: К ВОПРОСУ О ПАТРИАРХАТЕ

Доклад на семинаре “УГКЦ: преодоление мифа”

Настоящий доклад создает благоприятный предлог для свидетельства УГКЦ о самой себе. Это особенно важно, учитывая, что российское общество было информировано об этой Церкви из других источников. Поэтому ознакомление с самосознанием этой Церкви позволит составить более объективную и непредвзятую картину.
Хотя тема доклада посвящена перспективе и, тем самым, будущему Церкви, невозможно не упомянуть ретроспективно о том, какие исторические корни усматривает Церковь для себя. Итак, в нашем понимании УГКЦ вместе с православными Церквами Украины принадлежит к общему историческому наследию веры, более 1000 лет назад принятой Киевской Русью. Это принятие веры выражалось в акте крещения Руси при князе Владимире. От факта крещения берет свое начало великая традиция, именуемая киевской. Она исторически сформировалась как плод взаимодействия между благой вестью Евангелия, универсальной и вселенской по сущности, и культурой украинского народа. Экклезиологически эта традиция передавалась через поместную Церковь, носившую название Киевской митрополии, а с начала XVI века - митрополии Киево-Галицкой и всея Руси. В стремлении сохранить верность традиции неразделенного христианства I тысячелетия, длительное время сохранявшейся в Киевской Церкви, архиерейский собор во главе с предстоятелем - митрополитом Киево-Галицким и всея Руси - в 90-х годах XVI века принял решение о возобновлении евхаристического общения с Римской Церковью. Этот акт вошел в историю под названием Брестской Унии 1596 года. Из документа провозглашения Унии в Бресте, изданного епископатом, следует, что до времени освобождения патриаршего Константинопольского престола из-под контроля турок-мусульман Киевская митрополия будет находиться под омофором Предстоятеля Римской Церкви. Провозглашая акт Унии, иерархия Церкви опиралась при этом на гарантии незыблемости основ киевской поместности, данные в официальных документах Римских Архиереев.
Споры и нестроения, возникшие в Киевской Церкви впоследствии, особенно церковный раскол, привели к поиску путей, ведущих к воссозданию внутрицерковного единства. По существу, весь ХVІI век в истории нашей Церкви был обозначен таким, очень интенсивным, поиском. И тогда впервые в истории Киевской Церкви обеими сторонами - и униатами, и православными, - было предложено ввести в Церкви патриаршество. При этом появилась возможность достичь двух целей - возобновить утраченное внутрицерковное единство и возобновить коинонию (сопричастие) между Римской и Константинопольской Церквами через Церковь Киевскую.
Мы обратили внимание на прошлое для того, чтобы указать на исторический прецедент вопроса о патриархате. То есть речь идет не о чем-то совершенно новом и ранее неслыханном, а об очень древнем элементе киевской традиции, являющимся общим наследием как современных греко-католиков, так и украинских православных. Люди, сведущие в истории, знают о том, что исторические пути греко-католиков и православных вплоть до наших дней были очень разными. Но ни одни, ни другие не утратили сознания принадлежности к единой поместной киевской традиции, издавна именуемой в Украине православно-католической.
Что представляет собой современная УГКЦ? Это многомиллионная православная Церковь, находящаяся в евхаристическом общении с епископом Старого Рима - папой и понимающая это общение согласно традиции I тысячелетия христианства. Одновременно, в своем поместном измерении она есть Киевская Церковь, предлагающая современному миру сокровища духовной культуры украинского народа. Волей исторических и политических обстоятельств ХIХ-ХХ вв. чада этой Церкви находятся и проживают не только в Украине, но и в целом мире - Европе, Азии, обеих Америках и Австралии. Возглавляет Церковь предстоятель - Глава и Отец патриарх Любомир. Сказанное в этих нескольких предложениях представляет собой самые широкие экклезиологические рамки, дающие понятие о самосознании УГКЦ.
Определяя эти рамки, мы должны при этом заметить, что они, то есть эти определения, не говорят о чем-то завершенном, а обозначают постоянно развивающийся динамический процесс жизни Церкви. Прежде всего, мы имеем в виду процесс поместности, развитие которого особенно наглядно проявилось в последнее десятилетие. Выдающийся Глава нашей Церкви Иосиф Слипый, живший в ХХ веке, назвал семь основных критериев, при наличии которых можно говорить о достижении какой-либо Церковью поместного статуса. А именно: формирование собственных богословия, благочестия, литургии, литургических обычаев, языка, обряда и канонического устройства. Кроме этих критериев, он считал показателем достижения Церковью экклезиологической зрелости, т. е. поместности, наличие призваний к священству и монашеству, а также мучеников и исповедников веры. Употребление этих критериев позволяет отличить молодые Церкви от поместных. С точки зрения приведенных критериев, патриарший статус УГКЦ есть реализация ее способности к самоуправлению или, употребляя выражение митрополита Андрея Шептицкого, к автокефалии. Патриархат является необходимым условием дальнейшего развития Церкви, ибо никогда прежде в истории сфера ее распространения в мире не была столь глобальной, как сейчас. Процесс достижения патриархата не является амбициозной или политизированной идеей, компенсацией каких-то исторических комплексов в церковном сознании. В нашей Церкви он осуществляется как "движение снизу", в Народе Божьем, и имеет прежде всего литургический характер. Мы поминаем Главу нашей Церкви как патриарха во время всех богослужений, сделав поминание патриарха "правилом молитвы". Этим мы следуем принципам жизни Церкви Христовой I тысячелетия, согласно которым "правило молитвы" со временем определялось в "правиле веры" (принцип, впервые сформулированный св. Викентием Леринским). Мы находимся в процессе движения от патриархата в молитве Церкви к патриархату как выражению ее веры. И тогда наша Церковь сформирует это "правило веры" в постановлениях и канонических определениях Поместного Собора.
Осуществление патриаршества не только позволит упорядочить церковную жизнь внутри УГКЦ. Ведь патриарху Церкви необходимо окормлять украинцев греко-католиков и обеспечить им пастырскую опеку также там, где раньше они были этого лишены, в частности, на территории СНГ и Балтии. Патриаршество как экклезиологическая категория создает возможности для преодоления конфессиональных видений Церкви, до сих пор довлеющих над умами как греко-католиков, так и украинских православных. То есть, впервые будут созданы объективные предпосылки для общего продвижения к Киевской Церкви. В этом вопросе особенно четко видно эсхатологическое напряжение между "уже" и "еще не". Мы "уже" патриаршая Церковь, двигающаяся к полноте (плироме), "еще не" достигнутой в полной мере. Но это движение является единственным путем от конфессии (современного состояния) к Церкви Христовой (явлению будущего века).
Кроме того, в свете патриаршего статуса могут быть более четко обозначены грани коинонии (сопричастия) между Церквами-Сестрами. Для Киевской Церкви исторически самыми близкими среди Церквей-Сестер, образующих Вселенскую Церковь, являются Римская, Константинопольская и Московская (Русская Православная) Церкви.
Поскольку условием достижения коинонии является добрая воля с обеих сторон и отказ от попыток доминировать в какой-либо форме, то это вопрос более отдаленной перспективы. Именно в этой плоскости лежит осознание неприемлемости униатства как искаженной коинонии, при которой одна Церковь-Сестра под видом единства фактически пытается подчинить своему влиянию другую. Достижение патриаршего статуса Киевской Церковью благоприятно скажется на преодолении униатских комплексов со стороны Церквей-Сестер. Ведь сущность спора между ними из-за Украины находится в стремлении каждой из указанных Церквей игнорировать поместность Киевской Церкви-Сестры, считая ее каноническую территорию своей собственной. Преодолению таких комплексов будет способствовать признание патриаршего статуса УГКЦ. Оно также поможет найти выход из тупика, в котором оказался православно-католический диалог. Мы очень надеемся на то, что наше видение, исходящее именно из православно-католического опыта УГКЦ, окажется полезным нашим братьям как на Востоке, так и на Западе. Представить такой опыт мы и попытались в этом реферате.

Дизайн сайта: Академия Наивного Искусства на улице Академика Варги. Все права защищены.