Институт изучения религий в странах СНГ и Балтии


О нас
Наши проекты
Статьи
Книги
Вопросы НЕ к священнику
Ссылки

Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии > Главная страница > Статьи

Софья Тимофеева

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ УКРАИНЦЕВ В МОСКВЕ

Российско-Украинский бюллетень. М., 2000. №6-7.

Сколько в Москве украинцев, не знает никто. По последней проводившейся переписи, в 1989 году в России проживало 4,3 млн. украинцев, из них в Москве и Московской области - около 500 тыс. (270 и около 220 тыс. соответственно). По статистике, с конца 1980-х и до 1994 года общее число украинцев, уезжавших из России в Украину, превышало число приезжавших в Россию. Однако, по неофициальным данным, в Москве была другая ситуация - из столицы всегда уезжали очень немногие - и в основном за рубеж, а не в Украину (а уж если туда, то в Киев или Львов). А когда, начиная с 1994 года, приток эмигрантов из Украины стал заметно возрастать, весьма значительная их часть осела и продолжает оседать именно в Москве.
Однако есть и другая точка зрения. Перепись 1989 года проводилась по данным паспортов. Очевидно, что некоторые из людей, записанных украинцами, таковыми себя не считают - и вполне возможно, их довольно значительное количество. Таким образом, при следующей переписи, в 2001 году, когда национальная принадлежность будет указываться по личному желанию каждого, количество украинцев, зарегистрированных в 1989-м, ощутимо сократится. Возможно даже, что число новоприбывших в Москву за эти годы украинцев не на много перекроет эту разницу - и общая цифра останется в рамках полумиллиона.

Среди украинцев, живущих сейчас в Москве, довольно четко выделяются три группы. Во-первых, это граждане Украины, приехавшие (легально или полулегально) на заработки и уезжающие на родину по окончании работы. У этих людей практически нет ни времени, ни желания на участие в какой-либо культурной жизни диаспоры. Единственное место, которое некоторые из них посещают - это библиотека Культурного центра Украины, где они могут почитать украинскую периодику. Также те из них, кто официально зарегистрирован в Москве или области (естественно, это сокращает число желающих), могут посещать Библиотеку украинской литературы - до недавнего времени они могли пользоваться даже абонементом, а не только читальным залом. Но постоянная утечка книг заставила руководство библиотеки ввести ограничения.
Вторую, большую по количеству, но не поддающуюся учету группу составляют украинцы, переехавшие в Москву и принявшие российское гражданство в течение последних 10 лет. Они практически не участвуют в культурной жизни своих соотечественников в Москве. Как полагают многие из активистов культурных обществ, по большей части эти люди стремятся как можно быстрее ассимилироваться - и потому, что это облегчает жизнь и работу, и потому, что им "не за что уважать Украину". Многие из них помнят украинский язык, но повода говорить на нем у них не возникает - а их дети учатся в русских школах и языка зачастую не знают вообще.
И, наконец, третью, очевидно, самую многочисленную группу составляют украинцы, в советское время приехавшие в Москву учиться и работать и автоматически получившие российское гражданство после развала Союза. Как мы уже говорили, на 1989 год в Москве и области их было около 500 тыс., и около 30% из них знали украинский язык. Именно в этой среде в 1988-1989 годах активизировались национальные настроения и на волне общего подъема национальных движений появились первые национально-культурные организации - в основном сохранившиеся до настоящего времени.

Первое объединение украинцев Москвы - общество украинской культуры "Славутич" - появилось в апреле 1988 года. Созданное как литературно-историческое общество, целью своей оно ставило пропаганду украинской культуры, сохранение и развитие ее в среде "московских" украинцев. Состав общества был неоднородным - ядро составили люди среднего и пожилого возраста, затем присоединилась молодежь. Всего было около 150 постоянных членов, а общее число участников вечеров доходило до 300 человек. Руководящим центром общества был Совет, состоявший из 5 человек. Действовали литературная и историческая секции. На концертах и встречах стремились говорить только по-украински, русской речи было мало. Первоначально помещения для встреч арендовались, а затем было получено в аренду полуподвальное помещение в Лаврентьевском переулке, рядом с посольством Украины.
После 1992 года начался упадок деятельности общества. На данный момент в нем осталось около 30 человек, из которых активных участников - около 20. Однако общество продолжает проводить встречи в последнюю субботу каждого месяца.
Практически одновременно со "Славутичем" был создан и Украинский молодежный клуб, объединивший студентов, аспирантов и молодых научных сотрудников московских вузов. Несколько месяцев он находился в составе "Славутича", а затем выделился в отдельное общество. Но большинство членов Клуба до 1991 года продолжали входить и в состав "Славутича", поскольку их цели в основном совпадали, - и именно они были его наиболее активной частью. Юридически Клуб существует и сейчас, но его деятельность фактически сошла на нет в 1995 году - к этому времени большинство членов Клуба уехали из Москвы (меньшая часть - в Украину, большая - на Запад).
В том же 1988 году, по инициативе Украинского молодежного клуба, в Москве начала создаваться Библиотека украинской литературы. В декабре 1989 года она получила статус отдела районной библиотеки и называется сейчас "Библиотека-филиал № 147 Централизованной библиотечной системы №2 Юго-Восточного округа г.Москвы - Библиотека русской и украинской литературы" (с 1989 года это уже третий ее адрес). По мнению ее создателей, библиотека была призвана помочь в решении одной из главных проблем украинцев России - "сохранении языка, передачи его по наследству детям и внукам, которые растут в русскоязычном окружении". Заведующей библиотекой стала Елизавета Львовна Белошицкая.
В течение 1989-1991 годов как при помощи библиотек Украины и России (главным образом московских), так и при активном участии Союза писателей Украины и многочисленных дарителей - из Украины, России и из-за рубежа - был сформирован основной фонд. На 1999 год в фондах библиотеки находилось более 33 тыс. единиц хранения на украинском, а также - на русском, польском и английском языках (из них около 19 тыс. книг, около 14 тыс. периодических изданий, а также карты, ноты, аудио- и видеозаписи).
Библиотека активно растет, и основной проблемой является острая нехватка помещения - как для фондов, так и для читателей. С 1991 года стоит вопрос о собственном здании - и несмотря на то, что в 1997 году здание наконец было выделено, до сих пор оно не передано библиотеке.
Между тем Библиотека украинской литературы с момента создания стала одним из центров украинской диаспоры. В 1991-1995 годах она служила местом проведения регулярных встреч членов Молодежного клуба, с 1996 года при ней проводились занятия украинской воскресной школы. Со дня открытия Культурного Центра Украины регулярно проводятся их совместные выставки и вечера, в Центре демонстрируются новые поступления в фонды библиотеки.

В 1989 году при обществе "Славутич" начал создаваться украинский хор, а в 1992 году - фактически силами одного человека, хормейстера Виктории Ивановны Скопенко - была создана Украинская народная хоровая капелла Москвы. Действующая как любительский хор, капелла, как и другие объединения украинцев в Москве, целью своей ставит сохранение и развитие украинской культуры - прежде всего музыкальной. На данный момент в капеллу входит более 50 человек, а концертный состав - около 35 человек. Капелла - постоянный участник фестивалей и конкурсов как в России, так и в Украине. По словам В.Скопенко, капелла "работает как профессиональный хор" - в том числе и по количеству концертов в Москве и России. В 1993 году вокруг капеллы сложилось Общество любителей украинской музыки (почетный председатель - солистка Большого Театра, заслуженная артистка России Галина Иосифовна Черноба, директор - Елена Владимировна Рязанцева (Строкань)). В 1994 году Общество и капелла при поддержке Всероссийского музыкального общества, предоставившего помещение, создали Украинский музыкальный салон. С 1994 года в Салоне регулярно, в последний вторник месяца (кроме 2-х летних) проводятся тематические вечера - в феврале 2000 года состоялся уже 52-й вечер. Помимо музыкальных, в Салоне проходили вечера, посвященные Шевченко, Гоголю, а также - традиционным народным темам: святкам, Иванову дню, даже яйцам-писанкам. В рамках этих вечеров организуются и художественные выставки.

В 1989 году была создана и стоящая несколько особняком Организация украинского национального движения (зарегистрирована в 1992 году). Целью своей организация ставит защиту прав и интересов украинцев в Москве и является скорее общественно-политическим объединением. Председателем организации с 1993 года является Виктор Николаевич Гуменюк. По его словам, в организацию входит 563 человека (в Москве и области), из них активных членов - около 100. Руководящим органом является Центральный совет, при котором действуют секретариаты по основным направлениям - образование, внешнеполитические вопросы, молодежный, - общей численностью 7 человек. Два раза в год проводится конференция.
Основной формой деятельности организации являются письма-протесты против ущемления прав украинской диаспоры, направляемые в различные правительственные инстранции Москвы, а также - пикеты, проводимые с теми же целями (в том числе и с просьбами о заступничестве к правительству и общественности Украины). Среди членов организации много юристов (в том числе и сам Виктор Гуменюк), поэтому ведется также и правозащитная деятельность, направленная на восстановление справедливости в отношении граждан Украины, пострадавших от действий московской милиции. В каждом конкретном случае члены организации обращаются к непосредственному начальству допустивших нарушение милиционеров и, по словам В.Гуменюка, обычно эти обращения завершаются успешно. Также организация оказывала правовую поддержку общине Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в г.Ногинск Московской области, у которой с применением силы был отобран храм.
До настоящего времени у организации нет помещения, так как довольно радикальные выражения их требований вызывают тревогу у компетентных органов. Переданное им в 1997 году здание было отобрано - по мнению В.Гуменюка, по требованию ФСБ. Также им отказывают в публикации материалов и заявлений все московские издания - их приходится публиковать в Украине (по словам В.Гуменюка, во всех украиноязычных газетах). Естественно, члены организации принимают участие и в проводимых другими украинскими объединениями Москвы культурных акциях, а некоторые из них являются также и их членами.

В 1990-1991 году в обществе "Славутич" возникли внутренние конфликты. Их результатом стал выход из общества Молодежного клуба, а вслед за ними - и наиболее активной части его членов. В 1992 году ими было создано Объединение украинцев Москвы - фактически альтернатива "Славутичу". Председателем объединения стал один из основателей "Славутича" Валерий Фокович Семененко. На сегодняшний день в объединение входит более 200 человек. Руководящим центром является Совет объединения - 17 человек.
Одним из основных направлений деятельности объединения является украинский культурно-образовательный центр. Еще в 1989 году при обществе "Славутич" по инициативе В.Семененко была создана воскресная школа, в которую ходило около 30 детей. При расколе большая часть родителей ушла из "Славутича", и школа таким образом перешла к новосозданному объединению. С самого начала работы школы основной упор делался на изучение культурно-исторического наследия Украины и украинского языка. Всплеск интереса к школе пришелся на 1991-1992 года, позже начался спад. В 1995 году при средней школе №124 был создан культурно-образовательный центр, при котором, помимо воскресной школы, действуют группы по изучению языка, истории и культуры для учеников начальных классов, детский вокальный ансамбль "Жаворонок" (руководитель - Г.И.Кульчицкая) и хореографический ансамбль. Финансируется центр Департаментом образования Правительства Москвы.
По мнению В.Семененко, изучение украинского языка сейчас можно вести, только если к нему будет "прилагаться" некоторое профессиональное образование. Так, ученики воскресной школы помимо украинского языка изучают также английский и получают навыки работы на компьютере. В образовательном центре также действуют курсы совместного изучения украинского и английского языка.
При объединение созданы секции московских художников-украинцев и кинорежиссеров, планируются творческие вечера. Собственного помещения нет, встречи проводятся в помещении Библиотеки украинской литературы.

В 1995 году, 8 апреля, в ходе организации Украинского института (при Московском открытом педагогическом институте), в Москве был создан Украинский исторический клуб, с 1998 года являющийся самостоятельным объединением. С 1997 года Клуб ежегодно проводит международные научные конференции на тему "Украинская диаспора России" (последняя, IV-я конференция была проведена 7-8 апреля этого года), на которые приезжают участники как из российских регионов, где есть большая украинская диаспора - Башкирии, Татарстана, Мурманска, Коми, Кубани, - так и из Украины, Польши, Чехии, Канады и США. Обычно число участников составляет 50-60 человек, а общее число членов Клуба по Москве - 75 человек. Ученый Совет Клуба составляют 15 человек (из России, Украины, Канады, Польши и Белоруссии), председатель Клуба - Виктор Святославович Идзьо, ученый секретарь - Олег Григорьевич Храбан. Членами Клуба являются как профессиональные историки, так и любители (так, О.Храбан - кандидат технических наук, специалист-электронщик).
По результатам конференций были изданы сборники - в 1997 году "Историко-филологический вестник Украинского института", в 1998 и 1999 годах - "Научный вестник Украинского исторического клуба". Круг тем, представленных на конференциях Клуба, максимально широк и охватывает все периоды истории Украины и жизни украинской диаспоры в России. И доклады на конференциях, и статьи в сборниках могут быть и на украинском, и на русском языке - переводы не делаются. Сборники рассылаются по участниками конференций, а также в библиотеки России, Украины и за рубеж.


* * *

Фактически все украинские организации, возникавшие в Москве начиная с 1988 года, создавались среди одного и того же, довольно узкого круга людей. Так, созданные как самостоятельные организации Библиотека украинской литературы, Украинская капелла и Общество любителей украинской музыки формально не являются подразделениями Объединения украинцев Москвы. Однако и директор Библиотеки Е.Белошицкая, и руководитель капеллы В.Скопенко входят в Совет Объединения, и практически все члены этих организаций являются также членами объединения. Таким образом, общее ядро украинских объединений составляют около двух десятков наиболее активных и деятельных людей - главным образом те, чьи фамилии были упомянуты выше, - которые в течение десяти лет организуют всю культурную жизнь московской диаспоры. Характерно, что все они являются "старыми" украинцами, приехавшими в Москву более 10 лет назад.
Реальными центрами жизни диаспоры являются те организации, которые имеют собственное помещение и регулярно проводят свои мероприятия - Украинский салон и Библиотека. Интересным представляет то, что именно эти объединения считают себя наследниками украинских культурных организаций 1920-30-х годов в Москве - Центральной украинской библиотеки и Центрального украинского клуба им. Шевченко. Ощущение исторической преемственности, принимающей иногда почти символические формы - например, возвращение из Львова в 1994 году книг бывшей Центральной украинской библиотеки, - трактуется руководителями организаций как возрождение прерванной в советское время культурной традиции "московских украинцев".
Несмотря на расколы и трения, возникающие среди руководства украинских объединений, основная масса входящих в них людей - тех "московских украинцев", кто за годы жизни в России не потерял ощущения своей национальной принадлежностию, - зачастую не вдается в детали этих расхождений. И практически в каждом объединении можно встретить людей, которые являются также членами другой организации - или даже нескольких. Так, после раскола общества "Славутич", по словам Е.Рязанцевой, многие из членов новосозданного Объединения украинцев Москвы продолжили посещать его вечера.
Одной из причин этого является катастрофическая нехватка собственно национально-культурных мероприятий. Причиной этого, в свою очередь, являются финансовые затруднения, испытываемые всеми объединениями украинской диаспоры. Ни у одного из объединений нет постоянного источника средств - в основном деньги на конкретную задачу собираются каждый раз "с миру по нитке". По словам председателя Объединения украинцев Москвы В.Семененко, очень небольшое число бизнесменов-украинцев - в основном это бывшие члены Молодежного клуба - помогают в организации тех или иных мероприятий.
Очевидно, что в целом украинская диаспора в Москве является довольно пассивной - об этом свидетельствует и малое число членов культурных организаций, и общая замкнутость этих организаций "на себя" (по словам В.Семененко, "из 300 тысяч 299-ти ничего не нужно"). По мнению многих руководителей украинских организаций, одной из причин этой пассивности является отсутствие "объединяющего стержня" - какой-то общей идеи, которая могла бы сплотить людей. В поисках ее многие из активистов организаций проявили интерес к уже упоминавшейся нами общине Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в г.Ногинске. Несмотря на то, что возглавляющий общину архимандрит Адриан (Старина) является довольно одиозной фигурой и неоднократно переходил из одной православной структуры в другую, он пользуется некоторой популярностью среди московских украинцев. Как нам кажется, главной причиной этого является некое "ностальгически-романтическое" отношение к этой общине как к "своей", "украинской" (хотя служба там проводится на русском языке).
Практически всеми организациями украинцев в Москве неоднократно предпринимались попытки создать собственную культурную инфраструктуру - школу, церковь, институт, печатные издания. Однако за 10 лет школа так и не была создана - отчасти из-за неявного противодействия московских властей, затягивающих и спускающих на тормозах все предложения, отчасти - по мнению многих активистов - из-за фактической ненужности: "кто будет туда возить детей через всю Москву?" Из-за финансовых проблем - в том числе отказа московской мэрии оплатить аренду помещения - так и не открылся Украинский институт (хотя формально он продолжает существовать, есть Ученый совет и даже набраны потенциальные студенты - 10 человек). Поэтому единственной украинской образовательной структурой остается упоминавшийся нами образовательный центр при Объединении украинцев Москвы.
Вообще проблема взаимоотношений украинской диаспоры и московского правительства является одной из больных тем для руководителей объединений. Примерно в равной степени присутствуют как резко отрицательные отзывы - "постоянные притеснения и запреты", - так и умеренно-положительные - библиотека и образовательный центр являются государственными структурами, имеют помещение и штат, капелла получает помощь от Комитета общественных и межрегиональных связей при Правительстве Москвы (в том числе оплату аренды репетиционного зала).
Но если создание школы или церкви требует согласования и финансового участия московских властей, то создание собственного информационного издания - гораздо меньших усилий. Между тем отсутствие такого издания - которое имело бы достаточный тираж для того, чтобы информация о культурных событиях распространялась среди всех "московских украинцев", - остается в течение 10 лет основной проблемой украинской диаспоры. Иногда доходит до курьезов - так, например, в 1990 году Олег Григорьевич Храбан, ныне член общества "Славутич" и ученый секретарь Исторического клуба, узнал о деятельности общества, которое к тому моменту существовало уже год, от своего знакомого во Львове. В 1991 году при обществе "Славутич" начала выходить регулярная газета "Украинский курьер" (на украинском и русском языках), делавшаяся в основном силами Молодежного клуба - но в 1995 году ее издание было прекращено. С 1993 года выходит газета "Украинский выбор", главным редактором которой является А.А.Руденко-Десняк - но постоянные финансовые проблемы не позволяют выпускать ее регулярно. Таким образом, до января этого года практически единственным украинским периодическим информационным изданием была газета "Украинская мозаика" - с мая 1998 года ее издавала собственными силами, при помощи компьютера и ксерокса, Елена Владимировна Рязанцева (Строкань) - директор Общества любителей украинской музыки и член Объединения украинцев Москвы. Газета имела тираж от 10 до 100 экземпляров. Сейчас ее выпуск временно приостановлен. Но, конечно, такой малый тираж позволяет говорить только о "внутреннем" - среди членов украинских культурных объединений - распространении информации.
Своеобразным информационным источником являются помесячные планы Культурного Центра Украины в Москве. Помимо перечня культурных мероприятий Центра, в них даются сведения о наиболее значимых датах украинской истории - своеобразный культурно-исторический ликбез. Однако с этим изданием связана еще одна довольно серьезная проблема украинской диаспоры - взаимоотношения с официальными представительствами Украины в России.

Культурный Центр Украины в Москве был открыт 27 ноября 1998 года - к этому моменту переданное ему в аренду на 25 лет здание на Старом Арбате, где раньше находился магазин "Украинская книга", было полностью реконструировано. Фактически Центр был создан еще в 1993 году и в течение пяти лет проводил свои мероприятия в арендованных помещениях. Являясь официальной структурой, Центр подчиняется Министерству культуры Украины и сотрудничает с посольством. Директор - сейчас им является Петр Семенович Сергиенко - и его заместитель назначаются министерством и живут в Москве временно. Все остальные сотрудники - около сорока человек - постоянно проживают в Москве. Более двадцати из них составляют обслуживающий персонал - их присутствия требуют размеры здания.
В Центре действуют четыре отдела - информационной и библиотечной работы, культурных программ, отдел общественных связей, связей с диаспорой и образовательных программ, а также эксплутационный отдел. Работает также информационно-справочная библиотека - обычно ее посещают около 10 человек в день. Сейчас в библиотеке представлены в основном периодические издания Украины. При Центре действуют курсы украинского языка.
Центр является единственной официальной культурной организацией Украины на территории РФ, и из регионов (Тюмени, Уфы, Краснодара, Новосибирска и других) регулярно приходят просьбы о создании его филиалов. Однако недостаток средств пока не позволяет этого сделать.
Информация о проводящихся в Центре мероприятиях распространяется через московские СМИ (только как бесплатная публикация, в том числе в "досуговых" изданиях), а также путем продажи в открытом при Центре книжном магазине "Украiнська книгарня" помесячных планов (тираж - 400-500 экз.).

Формально Центр не имеет отношения к диаспоре - задачей его, как официальной структуры, является пропаганда украинской культуры, нацеленная на всех россиян, а не только на "российских украинцев". Мероприятия в Центре проводятся и на украинском, и на русском языке - в зависимости от состава аудитории, темы и выступающего. По словам Ю.Кононенко, постоянных, приходящих на все мероприятия, посетителей около 20, но есть также "дружественная группа" - пенсионеры из объединения "Ветераны Арбата" (100-150 человек), тоже обычно присутствующие на всех вечерах.
Тем не менее, проводимые Центром выставки, встречи, вечера и концерты, безусловно, должны привлекать и большое число украинцев - прежде всего тех, кто входит в московские объединения, - ведь для них это еще одна возможность приобщиться к родной культуре. Да и большинство сотрудников Центра давно и прочно связаны с культурной жизнью московской диаспоры и активно в ней участвуют - в том числе, например, А.А.Руденко-Десняк, возглавляющий отдел по работе с диаспорой, и начальник информационного отдела Ю.Г.Кононенко - член Совета Объединения украинцев Москвы. И, наконец, Центр, располагающий залом на 350 мест, является единственной в Москве большой площадкой для организаций диаспоры, страдающих от отсутствия помещений и средств.
Однако практически все мероприятия культурных объединений московской диаспоры, представленные в помесячных планах Центра, проводятся не на его площадках, а в помещениях самих объединений. Только некоторые мероприятия, связанные с 10-летием деятельности Библиотеки украинской литературы в декабре 1999 года, и постоянные книжные выставки - в том числе и новые поступления в Библиотеку - проводились в здании Центра.
Конечно, с формальной точки зрения политика руководства Центра абсолютно правомерна - для представления в Москве украинской культуры "как иностранной" требуется профессиональный уровень выступлений и выставок. И Центр стремится давать широкий спектр приглашаемых людей и коллективов - как из Украины, так и из украинской диаспоры за рубежом.
Однако, поскольку Центр испытывает - вместе со всей Украиной - финансовые затруднения, иногда оказывается проще и реальнее (по словам Ю.Кононенко) привезти людей из России, чем из Украины. И в ходе проведения цикла встреч "Представляем творческие коллективы диаспоры" противоречия между руководством Центра и московскими украинскими организациями выявились особенно четко. Конечно, многие члены московских объединений с пониманием относятся к действиям руководства Центра - и с точки зрения его общих задач, и с экономической точки зрения - за использование площадей Центра надо платить. Но по мнению других (в том числе председателя Объединения Украинцев Москвы В.Семененко), пренебрежительное отношение к московским объединениям, творческие коллективы которых имеют высокий - хоть и не профессиональный - уровень (как капелла или детский хор "Жаворонок"), есть следствие целенаправленной политики, проводимой руководством Центра.


* * *

За десятилетие, прошедшее от создания первых национально-культурных украинских организаций Москвы, ситуация в жизни украинской диаспоры кардинально изменилась. Если в конце 1980-х, на волне общего национального подъема, проводившиеся встречи собирали по нескольку сотен человек, то сейчас - редко более ста. Причин такого упадка интереса к собственной культуре несколько.
Во-первых, московские украинцы перестали воспринимать культурную жизнь диаспоры как часть борьбы (пусть и иногда бессознательной) за создание независимой Украины.
Во вторых, московские украинцы хотя и приветствуют создание независимой Украины, но себя считают прежде всего гражданами России. Заметим, что никто из руководителей украинских организаций в Москве (за исключением Объединения украинского национального движения) не обращается и не предполагает обращения за помощью к Украине - ни к общественности, ни к правительству. Как мы уже отмечали, членами московских организаций являются в основном "старые" украинцы - те, кто давно живет в Москве и никогда не жили в независимой Украине. И их этническая самоидентификация, перестав быть средством борьбы за независимость родной страны, стала просто необязательным элементом культурной жизни.
В третьих, национально-культурные организации, лишившись первоначальной цели своего создания, не смогли за эти годы сформулировать новой идеи, которая объединила бы диаспору. А крупные мероприятия - Дни Украины в Москве или Конгресс украинцев России - проводятся слишком редко, чтобы служить объединяющим и активизирующим фактором.

Дизайн сайта: Академия Наивного Искусства на улице Академика Варги. Все права защищены.