Институт изучения религий в странах СНГ и Балтии


О нас
Наши проекты
Статьи
Книги
Вопросы НЕ к священнику
Ссылки

Институт изучения религии в странах СНГ и Балтии > Главная страница > Статьи

Софья Тимофеева (при участии Н. Митрохина)

ЦЕРКОВЬ И СМИ

Доклад на конференции "Роль православия в государстве и обществе" в рамках грузино-российского диалога при поддержке фонда им. Генриха Бёлля (Тбилиси, 23-25 января 2004)

Взаимоотношения Церкви и СМИ мы будем рассматривать в нескольких аспектах: речь пойдет об информационной политике Церкви; о церковных СМИ, подконтрольных официальным структурам РПЦ (иерархии); об отношениях со светскими СМИ; и о православном Интернете.

1. Информационная политика Церкви
В РПЦ нет единого органа, отвечающего за общецерковную информационную политику. Эти функции поделены между двумя Синодальными отделами - ОВЦС и Издательским советом, - однако в каждой конкретной епархии и даже на каждом приходе (в рамках вотчинной системы) существует свое понимание информационной деятельности.
ОВЦС говорит от лица Церкви по отношению к внешнему миру, курирует контакты со светской центральной прессой, информирует через "Информационный бюллетень ОВЦС" всех архиереев, а через "Официальный сайт РПЦ" (www.mospat.ru) - и пользователей Сети о значительных событиях в жизни Церкви и ее межконфессиональных контактах.
Издательский совет с меньшим успехом пытается координировать и направлять жизнь внутрицерковной прессы. При бывшем руководителе архиепископе Тихоне (Емельянове), снятом в 2000 г., одним из основных направлений его деятельности было составление проскрипционных списков светских журналистов, критически пишущих об РПЦ, и "разоблачение" их в подведомственных изданиях. Официально в число обязанностей Совета цензура не входит (если не считать таковой "экспертную оценку представленных к публикации работ"), однако если в РПЦ будет создан "цензорский комитет" - о необходимости введения цензуры последнее время весьма часто высказываются высшие иерархи, - то, скорее всего, он будет создан именно на базе Издательского совета.
Выпускаемый Издательским советом "Журнал Московской Патриархии" (ЖМП) в советское время был общецерковным информационным органом. Но в настоящее время его заменили официальные новостные сайты РПЦ - а ЖМП сейчас является изданием, рассчитанным в большей степени на богатого московского православного читателя. В середине 2001 г. Священный Синод сменил руководителя этого отдела и теперь усилиями приглашенной команды православных журналистов, самой сильной в РПЦ в информационном отношении (во главе с С. Чапниным), делается попытка активизировать его деятельность.
ОВЦС и Издательский совет позиционируют себя в качестве основных проводников информационной политики РПЦ. Однако каждый отдельно взятый епископ или священник решает для себя сам - стоит или нет ему давать интервью в конкретной ситуации конкретному журналисту, будет или нет он отвечать на тот или иной поставленный вопрос.
Единой стратегии здесь нет. Есть епархии, где священники более словоохотливы, чем епископ, и наоборот, есть епископы, которые привечают журналистов, и есть такие, которые их панически боятся. Все это происходит на фоне крайне ограниченного знания духовенства о современных СМИ. В частности, большая часть из них знает названия самой популярной "желтой" прессы или местного официоза, но ничего не слышала о ведущих столичных "серьезных" газетах (за исключением распространявшихся еще во времена СССР), не говоря уже о еженедельниках. Далее мы попытаемся вкратце сформулировать общие принципы общения духовенства с журналистами.
Первый и главный из них - "не навреди". Не навреди себе (в первую очередь), епархии, Церкви. С "подозрительным" журналистом, который, возможно, доставит своей публикацией какие-нибудь неприятности, священник разговаривать не станет. Если журналист представляется от заведомо нецерковного издания (как, например, имеющей дурную репутацию газеты "Московский комсомолец") или, тем более, издания другой конфессии, священник также откажется беседовать на любую тему, включая обсуждение атмосферных явлений.
Например, на Рождественских чтениях - общецерковном мероприятии - в 2002 г. мелкий церковный чиновник - заместитель заведующего кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского богословского института (СТБИ) диакон Михаил Плотников - поделился с собравшимися своими соображениями о том, какие из светских изданий являются "просектантскими" (т. е. последовательно отстаивающими принцип свободы совести), а какие "антисектанскими" (т. е. теми, где периодически публикуются материалы "разоблачающие" нетрадиционные конфессии). "Он особо остановился на журнале "Религия и право", с которым, по его мнению, ни в коем случае нельзя сотрудничать <…> упомянул также "просектантский" сайт "Мир религий". Говоря о телевидении, сотрудник СТБИ назвал имена журналистов каналов РТР и ТВЦ, с которыми можно сотрудничать" 1.
Принцип второй - собеседник должен быть равен тебе по статусу. Свой социальный статус священник оценивает очень высоко и поэтому, как правило, руководитель отдела епархии не будет разговаривать с просто местным журналистом (если он только не прислан из редакции областной газеты с гарантией последующей публикации положительной статьи), но будет беседовать с любым журналистом из Москвы. В Москве священник также скорее всего откажется от беседы с российским журналистом (особенно если тот представляет неизвестное священнику издание), но наверняка будет общаться с любым иностранным журналистом (чей статус в его глазах выше, чем статус соотечественника).
Принцип третий - "не обсуждай проблем Церкви с посторонними". Естественной темой для бесед с журналистами, по мнению священиков, являются "возрождение Православия" в данной местности, история строительства и реконструкции храмов, церковные праздники и календарь, деятельность "сект". Практически все другие темы, особенно касающиеся внутренней жизни Церкви, ее организационной, административной и экономической деятельности - то есть то, что на деле является проблемами, - священник будет обсуждать только при уверенности, что его собеседник является членом Церкви, владеет соответствующей терминологией (включая специфический внутрицерковный жаргон) и упоминает о своем знакомстве с известными священнику духовными лицами.

2. Церковные СМИ
К церковным мы относим все СМИ, подконтрольные иерархии - Синодальные, епархиальные, приходские и монастырские издания, а также частные, но зависящие от епископата. Независимые и оппозиционные православные СМИ уже несколько лет как полностью перенесли свою деятельность в Интернет, и о них мы будем говорить ниже.

2.1. Синодальные СМИ
В настоящее время реально общецерковных изданий не существует. Прежний монополист этого рынка - "Журнал Московской Патриархии" почти угас и растерял всех своих подписчиков в начале 1990-х. В середине 1990-х он возродился, однако публикует в основном решения Священного Синода, хронику служений и поездок Патриарха и немногочисленные богословские статьи. Интерес к подобным публикациям крайне невелик. К тому же журнал издается на прекрасной бумаге с хорошими и многочисленными иллюстрациями и потому очень дорог для обычного верующего. Нынешний его тираж - 5 тыс. экземпляров, однако даже в Москве он продается в небольшом количестве церковных лавок. Пришедшие в церковь в 1990-е годы прихожане и даже продавцы православных книжных магазинов подчас не подозревают о его существовании.
Разговоры о создании ежедневной общецерковной газеты велись на протяжении всех 1990-х годов, но обычно заканчивались констатацией отсутствия средств. Эпизодические начинания на этой ниве держатся, как правило, не дольше трех лет. Как уже говорилось выше, наиболее серьезные издания есть у двух синодальных отделов - ОВЦС и Издательского совета.
"Информационный бюллетень ОВЦС" и создающаяся в том же отделе "Подборка по прессе" (ксерокопии статей светских СМИ) являются единственной в РПЦ печатной продукцией, которая доходит хотя бы до всех архиереев. Наибольший интерес для них представляют публикующиеся там решения Синода.
Воссозданная новой журналистской командой газета Издательского совета "Церковный вестник" выходит с 2002 г., за исключением нескольких сдвоенных номеров - два раза в месяц. На наш взгляд, она является лучшим периодическим изданием РПЦ, и хотя ее бумажная версия имеет очень маленький тираж и плохую систему распространения, электронный вариант весьма информативен.
Также в настоящее время свою регулярную газету имеют Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами (газета "Победа") и Миссионерский отдел (Миссионерский листок).

2.2. Епархиальные СМИ
Многие епархии стремятся иметь у себя газету. Большинство епархий в течение 1990-х годов предпринимали попытки ее издания, однако в настоящее время регулярное печатное издание имеют лишь примерно 40% из них.
Обычная епархиальная газета - это ежемесячное издание формата А3, с 6-16 полосами, напечатанная на плохой газетной бумаге с ужасного качества фотографиями. В ней - в лучшем случае - публикуется: хроника служб архиерея, его распоряжения о назначениях и перемещениях священников, информация о текущих праздниках (пасхальный и иногда рождественский номера принято выпускать на глянцевой или мелованной бумаге с яркими красочными заголовками), тексты проповедей, произнесенных архиереем или кем-то из значительных священников епархии, описания или история отдельных храмов, рубрика "вопросы к священнику". Часто, впрочем, газеты обходятся даже без информации об архиерейских службах и назначениях, делая акцент не на новостных, а на "просветительских" и "душеполезных" публикациях. Также обильно перепечатываются наиболее интересные статьи и новостные сообщения из московской православной прессы, в последние годы получаемые, как правило, при помощи Интернета. Нередко в епархиальной прессе публикуются и отрывки из книг, находящихся в этот момент на епархиальном складе или поступивших в библиотеку кафедрального собора. Зато в такой газете практически невозможно встретить подробные отчеты о прошедшем епархиальном собрании, о работе епархиальных отделов, интервью со священниками и даже епископом 2. Темы, которые могут потенциально дискредитировать Церковь, в том числе разбор негативных случаев священнического служения, проблемы в деятельности епархиального управления, экономические аспекты деятельности приходов и даже недостатки хорового пения не только не анализируются, но и вообще никогда не упоминаются. Максимум возможного "негатива" (встречающийся крайне редко) - сильно отцензурированное и сглаженное выступление архиерея на ежегодном епархиальном собрании.
Нетрудно догадаться, что даже на фоне маловыразительных газет российской провинции епархиальная пресса скучна "невоцерковленному" читателю. Обычно она продается в храмах, редко - в областных киосках "Союзпечати". Стоит она дешево, тиражи имеет небольшие - от 1 тыс. до 5 тыс. экземпляров и потому заведомо убыточна. Доходов от ее продажи хватает лишь на восполнение расходов на печать. Сама редакция, количество сотрудников которой редко превышает три человека, находится в штате епархиального управления, а следовательно, содержится на средства кафедрального собора. Поэтому в епархиях не считается зазорным привлекать сотрудников редакций для каких-либо иных дел, пусть это и задерживает выход очередного номера. Однако, еще чаще, выпуск газеты задерживается потому, что у ее редактора или основных авторов есть немало более, как им кажется, важных и прибыльных занятий.

2.3. Приходские СМИ
В названиях многих приходских СМИ содержится название "листок". Это означает, что данное издание не претендует на статус газеты, однако это уже не листовка и не стенгазета, пришпиленная при входе в храм. Приходские листки издаются и редактируются священниками или, реже, православными активистами. Как правило, они мало что говорят о местных новостях и в основном содержат "душеполезную" информацию из дошедших до прихода епархиальных или московских газет и книг. Тираж приходских изданий, обычно, менее тысячи экземпляров 3, цена условная. В каждой епархии такие листки издает один из 20-25 приходов и часто они имеют распространение не только на территории храма, но и в пределах своего благочиния.
При крайней примитивности и вторичности подавляющего большинства подобных "листков", среди них в последние годы стали попадаться издания, систематически несущие интересную для исследователя информацию. Некоторые из них по объему, количеству самостоятельных материалов и разнообразию тем могут конкурировать с епархиальной прессой (например, издающиеся в соседних благочиниях Московской епархии "Дорога к храму" Троицкого храма г. Озеры и "Глаголъ" Троицкого храма г. Коломны).

2.4. Частные православные СМИ
Информационную лакуну, образовавшуюся после исчезновения ЖМП, до некоторой степени заполняют частные православные издания, находящиеся под контролем влиятельных в Церкви группировок. Они не претендуют на освещение всех аспектов церковной жизни, но свои сектора удерживают достаточно крепко.
Первым изданием такого типа была московская газета "Радонеж", специализировавшаяся на общественно-политической проблематике и отражавшая взгляды московского фундаменталистского духовенства. Однако во второй половине 1990-х ее критический настрой (точнее, упорные обвинения в "экуменизме" в адрес половины членов Священного Синода) начал раздражать МП и после 1998 г. газета потеряла финансирование, тираж, снизила периодичность. Ее место занял ежемесячный иллюстрированный журнал "Русский дом", который совмещает православные материалы с текстами политической (коммунистической и русско-националистической) оппозиции. В Церкви он опирается на поддержку еще одной крупной фундаменталистской группы - Сретенского монастыря в Москве. Поскольку редакция "Русского дома" с почтением относится к иерархии РПЦ и имеет, вероятно, лучшую в Церкви сеть диллеров, то глянцевую обложку этого журнала с красотками в русской народной одежде (либо крупными портретами исторических деятелей) можно встретить практически в любом крупном храме России. Однако собственно религиозные вопросы он освещает весьма поверхностно и потому скорее служит общественно-политическим и "стилеобразующим" изданием для "воцерковленных", чем вероучительным чтением для них или источником информации для священников.
Вторым по популярности частным изданием сейчас является газета "Воскресная школа" - до недавнего времени бывшая одной из еженедельных газет большого издательского дома "1 сентября" (специализирующегося на выпуске тематической прессы для учителей), а сейчас выходящая уже как самостоятельное издание. Содержание "Воскресной школы" посвящено узкой проблеме, отраженной в ее названии, однако издание вполне профессиональное, хотя и занимает фундаменталистские позиции. На рынке "Воскресная школа" держится уже более шести лет, что по современным российским нормам очень много, и имеет постоянных читателей и распространителей по всей России.
Среднее положение между "Русским домом" и "Воскресной школой" занимает журнал "Православная беседа", который более православен, чем первое издание, и менее профессионален, чем второе. Он специализируется на проблемах образования и православной культуре, а также стремится быть семейным журналом для воцерковленных, но имеет значительно меньшее распространение.
На региональном уровне сушествуют несколько газет, которые, опираясь на различные группировки духовенства, сумели развиться в достаточно самостоятельные и, в то же время, церковные издания. Такие газеты, как "Вера-Эском" (Сыктывкар), "Православный Санктъ-Петербург", "Православная газета" (Екатеринбург), "Благовест" (Самара), "Начало" (Днепропетровск), закрывают нишу межрегиональных информационных православных газет, хотя и издаются нечасто - один-два раза в месяц. Они достаточно толсты (до 24 страниц), освещают ситуацию не только в своей, но и во всех епархиях региона, делают это качественно, оперативно, иногда даже поднимают существенные для Церкви проблемы, широко публикуют интервью и почти весь объем газет занимают собственными материалами. Подобные издания стремятся расширять свою деятельность, вслед за "Русским домом" постепенно превращаясь в локальные медиа-холдинги - в первую очередь выходя в Интернет со своими новостными лентами или бесплатными электронными рассылками. Вот как описывает размах деятельности своего руководителя игумена Димитрия (Байбакова) формально епархиальное, но по сути частное екатеринбургское агенство, выросшее из "Православной газеты": "Трудами игумена Димитрия и его сподвижников создан уникальный церковный медиахолдинг, в который входит несколько газет, в том числе и еженедельных, три типографии, информационное агентство, книжное издательство, ежедневная телепрограмма "Новости епархии", несколько еженедельных телепрограмм и круглосуточный радиоканал "Воскресение"" 4.

3. Отношения Церкви со светскими СМИ
Позиция РПЦ по отношению к светским СМИ достаточно проста - они должны публиковать благоприятную информацию о ее деятельности (желательно предоставленную клириками) и разоблачать деятельность иных религиозных конфессий и особенно нетрадиционных "сектантов".
В соответствии с этой установкой духовенство РПЦ и пытается выстраивать отношения с журналистами. Наиболее простой и распространенный способ - заручившись поддержкой местных властей, подписать договор о сотрудничестве с местными телерадиокомпаниями и газетами, принадлежащими или подконтрольными местным администрациям (областным или районным).
Вот как описывает механизм давления на СМИ в Краснодарском крае сотрудник отдела по делам религии управления юстиции Краснодарского края Л. Коркоценко, выступая на епархиальной конференции: "Мы ищем стержень, все те, кто сегодня радеет за наше Отечество, болеет за нравственное состояние нашей страны. Поэтому это нужно и необходимо. На наших телеканалах, на краевом телевидении, краевых газетах нет сегодня страницы, кроме "Вольной Кубани", где пишется "Православная Кубань". Мы четко понимаем, что если человек, стоящий у руководства издания, православный, то он даст право на существование этой страницы. Если он не православный, если рядом не будет батюшки - это горе каждого человека. Я знаю, что митрополит встречался неоднократно с губернатором, что губернатор идет навстречу, но мы не видим пока реальных шагов к действию средств массовой информации. Я думаю, что если и ЗСК <Законодательное собрание края> в этом плане предпримет твердые шаги, сделает усилие, то у Православных СМИ будет возможность существовать и на экранах, и на страницах наших газет. Эти интересы должны отстаиваться на очень высоком уровне" 5.
"Убежденные" чиновниками в необходимости защищать "интересы православия", редактора подбирают в своем штате т. н. "православного журналиста". Это, как правило, человек действительно верующий и искренне любящий местную духовную власть, персонифицированную в образе, например, епископа. Такой журналист получает доступ в епархиальное управление (или к благочинному) и возможности для описания местных православных новостей или написания статей, которые будут размещены в газете - нередко за подписью первого лица иерархии. Как правило, "близость к телу" архиерея и небольшие подарки достаточны для самоотверженной и неоплачиваемой работы. Зачастую "православный журналист" совмещает свою работу в светской газете с редактированием епархиальной прессы. Если свои журналисты в региональных СМИ у епархии есть, то все прочие журналисты, особенно "запятнавшие" себя критическими статьями о РПЦ или благожелательным отношением к другим конфессиям, ограничены в получении информации и, как максимум компромисса, могут довольствоваться пресс-релизами или публичными заявлениями.
Следуя упомянутому нами выше принципу, церковные иерархи зачастую считают таких "неправославных" журналистов "посторонними" - т. е. не имеющими права судить о "делах Церкви" - и постоянно настаивают на своем праве цензурировать все публикуемые материалы, посвященные РПЦ. При этом рычаг давления на СМИ выбирается тот же - административный. Например, в мае 2003 г. архиепископ Красноярский Антоний (Черемисов), удрученный публикациями о ситуации в епархии в краевых СМИ, предложил на заседании регионального межрелигиозного совета "ставить религиозные конфессии в известность о публикации той или иной информации об их деятельности, "чтобы мы могли корректировать ее". Однако реализация предложенной им схемы зависит от администрации, и владыка надеется "на зрелость мужей из краевой власти", которые смогут сообщить СМИ претензии верующих" 6.
Нередко случается, что и часть священников стремится написать и опубликовать в прессе свои статьи, посвященные праздникам или ответам на духовные вопросы. Если редакция, заключила с епархией договор о сотрудничестве, такая статья имеет шанс быть напечатанной. Однако газеты с более независимой позицией, как правило, их отклоняют, поскольку они не соответствуют стандартам журналистики и не очень популярны среди читателей.
В федеральных СМИ ситуация более сложная. Во-первых, центральные СМИ (особенно пресса) находятся в меньшей зависимости от государства и личная позиция журналиста здесь более весома, чем в регионах, а уровень профессионализма выше. Журналисты центральных СМИ придерживаются значительно более либеральных взглядов, чем основная масса населения страны, и у них вызывает огромное недовольство закрытая и консервативная политика РПЦ (однако патриарх как личность вызывает уважение). В Москве и нескольких крупных городах существует прослойка журналистов, профессионально пишущих о религии, которые при этом в большинстве своем являются сторонниками модернизации РПЦ, а следовательно, идут против основного идеологического течения в сегодняшней Церкви.
У большинства редакций центральных СМИ в последние пять лет сформировалось стойкое предубеждение к любым контактам с РПЦ, особенно парадоксальное, если сравнить его с благожелательным настроем журналистов в отношении Церкви в первой половине 1990-х. Деятельность Церкви реально интересует очень немногих читателей, а публикация критических материалов вызывает конфликты как с самой Московской Патриархией, так и с ее многочисленными лоббистами во власти и бизнесе 7.
Поэтому в основном редакции интересуются крупными скандалами, связанными с Церковью, церковно-государственными отношениями (например, отказом Московской Патриархии признавать подлинность найденных под Екатеринбургом останков семьи Николая II), здоровьем действующего патриарха и перспективам избрания нового или самыми значительными событиями в жизни РПЦ (типа Архиерейского собора). Кроме того, на телевидении имеются несколько передач, которые готовятся компаниями, принадлежащими ОВЦС, однако их существование - предмет политической целесообразности и уступки властей 8.
Для МП и, в первую очередь, ОВЦС отношения со светскими журналистами - предмет непрекращающейся "головной боли". В настоящее время примерно пять церковных чиновников имеют право на самостоятельные контакты с прессой от лица Церкви, трое из них - сотрудники ОВЦС (самым известным из которых является заместитель председателя отдела протоиерей Всеволод Чаплин), также в этой роли выступают митрополит Кирилл (Гундяев) и, конечно, сам Патриарх. Задачи ОВЦС заключаются в том, чтобы не специализирующиеся на религиозной проблематике российские и иностранные журналисты, которые обращаются за комментариями в отдел, не написали ничего плохого, а также в нейтрализации попавших в руки редакций критических материалов и в организации в СМИ PR-акций в поддержку главы ОВЦС.
В 2001-2003 гг. на ОВЦС стали ориентироваться православные редактора наиболее профессиональных светских СМИ, освещающих ситуацию в религиозной сфере - приложения к "Независимой газете" "НГ-религии", сайта "Религия и СМИ".
Впрочем, предъявляют претензии к прессе не только сотрудники ОВЦС. Показательна в этом отношении история с освещением тяжелой болезни патриарха и кадровых перестановок в высшем эшелоне Церкви в мае 2003 г. Целый ряд федеральных СМИ в России посчитал необходимым выступить с аналитическими материалами по этому поводу, что вызвало единодушную отрицательную реакцию как у священнослужителей, так и у церковных СМИ. Однако упреки в адрес светских СМИ за их "нетактичное поведение" сопровождались (в церковной прессе) сожалениями по поводу недостатка информации и разъяснений со стороны "синодалов" того, что происходит "на верху".

4. Православный Интернет
Интернет-сайты РПЦ появились в 1997 г. В настоящее время существует уже около тысячи сайтов, созданных иерархией, церковными группировками и простыми верующими. Можно утверждать, что за прошедшие пять лет Интернет превратился в важнейший источник информации для активной части верующих и его существование восполнило ту брешь в общецерковном информационном пространстве, которая наблюдалась в первой половине и середине 1990-х годов.
Синодальные, епархиальные и приходские сайты построены примерно по одному принципу. Они дают необходимый минимум информации об истории и текущей деятельности своих учредителей. Лучше всего в Интернете представлены сайты Синодальных отделов (6 из 8) и епархиальные - их открыла примерно половина российских епархий (на Украине ситуация хуже - заявлено 14 сайтов (более трети от числа епархий), однако реально работают не более 10; в Белоруссии действует официальный портал Белорусской ПЦ - www.church.by, а также два сайта 9). Приходские странички и сайты развиты недостаточно, но их также существует несколько сотен. Главной проблемой для них является отсутствие самостоятельной информации (та же ситуация, напомним, с приходскими "листками") и потому они заполняют свои страницы фотографиями из жизни общины. Для Синодальных и епархиальных сайтов характерно отсутствие поддержки ресурса после вывешивания его в Сеть. Многие сайты сообщают хорошо если по одной новости в месяц, данные по епархиям не обновляются годами.
Вторая крупная группа сайтов - это православные СМИ, как официальные, так и независимые. Для многих из них Сеть оказалась настоящим спасением и позволила сохранить и расширить круг читателей. Особенно активны в этом отношении издания фундаменталистских группировок. В 1998-2001 гг. в информационном отношении они лидировали в православном Интернете, не испытывая никакой конкуренции со стороны православных СМИ иной идеологической ориентации. Однако в 2002-2003 гг. ситуация принципиально изменилась. После открытия сайтов "Мир религий" (www.religio.ru), "Религия и СМИ" (www.religare.ru), "Седмица" (www.sedmica.ru), "Сова" (www.sova-center.ru), а также "Портала-Кредо.ру" резко увеличился не только объем и скорость представляемой информации о православии в России, но и качество и объем аналитики. Идейный вектор сменился.
Третья большая группа - сайты православных общественных организаций, которые также, в основном, придерживаются фундаменталистской ориентации и активно сотрудничают с непарламенской русской националистической оппозицией (как, например, сайты Форум диакона Андрея Кураева, "Русское воскресение". "Апокалипсис").
Весьма популярны в сети и различные православные библиотеки, виртуальные коллекции икон, форумы для любителей церковного пения и зодчества. С осени 2003 г., например, начало вещать первое российское православное Интернет-радио - Kolokola.ru, посвященное соответствующей музыке и технологиям.
Произвести оценку посетителей православной части Рунета не представляется возможным. По данным "Православного сетевого братства", распространенным на Рождественских чтениях 2002 г., ежемесячное количество посетителей 250-ти крупнейших православных ресурсов составляло 215 тыс. человек (или более 7 тыс. человек в сутки). Это не очень много (для сравнения - ежедневное количество посетителей одного из наиболее популярных сетевых общественно-политических изданий "Газета.Ру" составляло 40 тыс. человек в сутки), к тому же, по оценкам одного из отцов-основателей православного Интернета в России Н. Ардабьевского, на некоторых крупных сайтах происходит целенаправленная "подкрутка счетчика" 10. Так или нет, но в настоящее время православный Интернет, несмотря на свой малый объем, является наиболее живым и динамичным сектором церковных СМИ.

.

1Православный диакон поделил СМИ на "просектантские" и "антисектантские" // Сайт "Мир религий", 2002. 31.1.
2В процессе подготовки справочника "Епископы и епархии РПЦ" (Москва, 1997) авторами было обнаружено, что не менее половины существующих епархиальных газет никогда не публиковала интервью с епископом, в котором он бы рассказывал о себе или своих взглядах на различные проблемы церковной и общественной жизни. С тех пор ситуация не претерпела никаких изменений.
3При тираже более 1 тыс. экземпляров российское законодательство требует регистрации издания, подачи многочисленных бумаг в контролирующие органы.
4Сегодня свой день рождения отмечает руководитель информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков) // Екатеринбург: Информационное агентство Екатеринбургской епархии, 2004. 8.01.
5Выступление гл. специалиста отдела по делам религии управления юстиции Краснодарского края Л. Коркоценко на круглом столе "Православная культура, общество и государство" // Краснодар: Православный голос Кубани, 2003. декабрь. №12 (57).
6Красноярский край. Архиепископ Антоний предложил создать механизм контроля за публикациями на религиозные темы // М.: REGIONS.ru, 2003. 6.05. (со ссылкой на ИА "Пресс-Лайн").
7Например, в январе 2001 г. Николай Митрохин, директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии, участвовал в съемках ток-шоу о проблемах церковной экономики, которое должно было пройти на первом канале (ОРТ). За три дня до эфира стало известно, что передача запрещена, поскольку ее участники сделали в отношении Церкви немало критических замечаний - и, как было сказано перепуганными организаторами съемки, присутствовавший на передаче диакон Андрей Кураев рассказал об этом патриарху. Компания, потратившая на четырехчасовые съемки немалые средства, теперь, вероятно, будет серьезно думать, прежде чем решится связываться с подобной темой.
8"Слово пастыря" (ОРТ, суббота, утро); "Православная энциклопедия" (ТВЦ, суббота, утро); "Русский взгляд" (ТВ Московия - 3 канал, воскресенье, день); на "Культуре" - "Библейский сюжет" (суббота, утро) и передачи, посвященные крупным праздникам.
9Сайты Витебской и Гродненской епархий.
10Выступление Н. Ардабьевского на секции, посвященной православному Интернету. Москва, Рождественские чтения - 2002, зал Союза писателей России.

Дизайн сайта: Академия Наивного Искусства на улице Академика Варги. Все права защищены.