Институт изучения религий в странах СНГ и Балтии


О нас
Наши проекты
Статьи
Книги
Вопросы НЕ к священнику
Ссылки

Институт изучения религии стран СНГ и Балтии > Главная страница > Статьи

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2006: этнографические записки

Эти записки о закончившихся недавно Рождественских чтениях 2006 г. были сделаны исследователем, близким к Институту изучения религии в странах СНГ и Балтии. Необязательность, фрагментарность и эмоциональность изложения не позволяют нам представить их как научный продукт. Однако данные записки безусловно будут интересны как посещающим Рождественские чтения, так и тем, кто так или иначе знаком с современным православием, но на Чтениях пока не бывал. Для публикации к тексту записок были сделаны уточняющие комментарии, адресованные тем, кто не столь хорошо, как автор, ориентируется в современной московской православной "тусовке".
Не желая в будущем возможных неприятностей для автора со стороны устроителей Чтений, мы оставляем его имя нераскрытым. Авторские права на текст принадлежат Институту изучения религии в странах СНГ и Балтии. Любое воспроизведение текста без письменного согласия Института запрещено.


Как всегда после посещения Рождественских чтений, случился кризис идентичности: если ЭТО - православные, тогда я - кто?..


Про отвратительную организацию писать, конечно, бессмысленно, но очень хочется пожаловаться. По-моему, пресс-служба задалась целью каждый последующий год организовывать работу хуже предыдущего. И успешно достигла цели. Впервые за пять (?) лет, что я посещаю данное мероприятие, для получения пропуска на территорию Кремля пришлось потратить минут сорок. Раньше на это уходило не больше пяти. На нескольких квадратных метрах топтались мрачные люди с тяжелыми кофрами с телеаппаратурой и безуспешно пытались что-то доказать сидящему в окошке дяденьке. Тот оправдывался, что злые люди не напечатали списки аккредитованных, но стоял насмерть - ни один враг до появления списков не прошел. Высоко-Петровская1 барышня, которую я (и, вероятно, не я одна) долго отлавливала по телефону, пожимала плечами и делала вид, что ни причем. Куратор, блин… Раздраженные представители прессы выходили курить, но не матерились - из политкорректности, видимо: православные поблизости. На редкость мерзкие молодые люди передо мной оказались с "Правой.ру"2 J. Когда я была уже в метре от вожделенного окошка, без очереди пролезло рязанское телевидение и засунуло в окошко водительское удостоверение J. Окончательно добил человек в трениках, как ни в чем не бывало суетившийся среди ожидающих, выдергивая из-под их ног насквозь пропитанный грязной жижей половичок и стеля новый, по виду ничем не отличавшийся.

Прорвавшиеся могли стать обладателем бейджика "Пресса", почему-то не снабженного никакими приспособлениями, позволяющими закрепить эту радость где-либо. Особо находчивые прикрепляли к карману колпачком от шариковой ручки J. И ноу-хау этого года: программу чтений журналистам предлагали покупать - бесплатная раздача не предусматривалась…

Позднее [епископ Ставропольский] Феофан3 [(Ашурков)], [руководитель недавно созданной пресс-службы Московской патриархии о. Владимир] Вигилянский и Ко гневно обличали СМИ, фактически проигнорировавшие столь масштабный форум. Могли бы, мол, и проявить уважение. Я бы на их месте радовалась, что не проявили J.

Вероятно, сэкономленные на программках деньги были пущены на бесплатный обед для всех участников. Кормили по очереди обладателей синих и зеленых билетиков. Толпившимся у входа в буфет оголодавшим православным командовали: "Синие пошли!" - "Зеленые пошли!", после чего народ дружно рассредотачивался вокруг столов с подносами. Не знаю, различалось ли содержимое подносов у "синих" и "зеленых", но я бы с удовольствием потратила энную сумму, дабы съесть что-то более аппетитное за собственный счет, - да возможности таковой предусмотрено не было… Аккурат в тот момент, когда ты, чертыхаясь, раздираешь несколько слоев целлофана, в который этот "а-ля фуршет" упакован, у тебя за левым плечом возникает семинарист в черном сюртучке и вежливо просит твой билетик, взамен которого через пару минут приносит нанизанное на палочку мясо. Нет, это не шашлык, а именно один сплошной кусок мяса, его можно только грызть, так как пластмассовый нож для обработки этого скоромного продукта явно не годится. Все пыталась отследить, приносили ли такой же кулинарный шедевр монахам. Разнообразия вокруг заметно не было. Может, монахи и были "синими" и им подавали что-то другое?.. А, да, все, конечно, наперебой крестились, желали друг другу "ангела за трапезой", крестили эту самую трапезу и вели тошнотворно-благочестивые разговоры. И где еще увидишь, как кто-то заворачивает в салфетку кусок хлеба и кетчуп - с собой…

Не комильфо - в женском туалете перед зеркалом подкрасить губы… J

Публика, меж тем, приличнеет. Уродливые юбки и убогие платочки визуально уже не доминируют. Попадается значительное количество юбок модных (или на рынках ассортимент стремительно догоняет магазинный?) и женщин без головных уборов. Лысеющие дяденьки в потрепанных пиджаках и очень много мальчиков-семинаристов. "В народ" выходили несколько владык, окруженных восторженными почитательницами, просящими кто благословения, кто автограф. И, конечно, батьки, фланирующие вдоль стендов с непонятно по какому принципу подобранной продукцией. И над всем этим вьется непременный запашок пота…

Выступающие были как выступающие - лили воду, говорили ни о чем, как и в предыдущие годы. Чиновники все как один безбожно путались в ударениях. Как зовут патриарха, не выучили до сих пор - величают АлЕксием. Устинов4 превзошел всех иерархов, не только обильно процитировав Евангелие со ссылками на соответствующие главу и стих, но даже сославшись на рождественский "тоОпарь" (sic!)5. Сообщил собравшимся, что он - "мирЯнин". По нему и видать. Завершил свою проповедь, как полагается: "Спаси Господи!" Все, включая Святейшего, выдавали фантастические по глупости перлы. Типа того, что нужно с помощью ОПК воспитывать толерантность, чтобы не повторился инцидент (хорошо хоть не "прецедент"), подобный челябинскому6. Ну да, челябинским подонкам, оказывается, толерантности не хватило.

Единственным человеком, говорившим не о том, что следует сделать в необозримом будущем, а перечислявшим реальные результаты работы, был [министр образования А.] Фурсенко. Реакция публики на его выступление - единственное, на что сочли нужным откликнуться СМИ. Свист, улюлюканье, хамские выкрики. Сидевшие рядом тетеньки с восторгом комментировали: "Вот что значит общество!" Заткнулись только после вмешательства патриарха, произнесшего что-то вроде: "Я прошу дать докладчику закончить". Тетеньки рядом: "Ну, если Святейший просит…" И эти люди учат детей!!! На всех секциях буквально все потом считали своим долгом упомянуть как положительный факт то, что православная общественность освистала Фурсенко. Бородина7 договорилась до того, что если бы министр изучал ОПК, его бы не освистали8.

Ходят слухи, что организовал обструкцию Казя-Базя [публицист Кирилл Фролов]. Весьма похоже. Во всяком случае, ходил он по КДС невероятно важный и гордый. Одет был, между прочим, в оранжевую рубашку9 J.

1.02.: Конференция "Религиозный фактор в современном обществе: опыт России и Европы", ОВЦС.
Вошла на выступлении А. Митрофановой10 (та сидела в платочке) по поводу Белоруссии. Звучали слова о том, что это демократическая страна. Упрекала православных, что они не создают никаких православных союзов с другими православными странами.

[Епископ] Феофан (Ашурков): формальных политических организаций нет, но вообще православные всех стран всегда находят общий язык, и русских в православных странах очень любят. Например, в Словении, где есть какая-то могила, где какие-то русские похоронены, словенцы очень почитают эту могилу, ухаживают за ней. И вообще за границей всегда, а он много где бывал, "каким-то третьим чувством" (sic!) всегда находишь православных.

Депутат Александр Фоменко от "фракции "Родина" им. Бабурина": Словения - особый случай. Они сдуру (фактически дословно, какое-то подобное слово было употреблено) получили независимость и теперь не знают, что с ней делать, поэтому любят русских как сильного союзника. А вообще за границей Россию никто не ждет и не любит, в том числе православные страны, православность большинства из них условная. Все рассуждали в том духе, что в Греции православие хоть и закреплено в конституции, реально давно превратилось в формальность. Греция сейчас представляет собой окраину Западной Европы, со всеми вытекающими последствиями (бездуховность, враждебность к России - не сейчас, так в обозримом будущем).

Уровень рассуждений: известный певец [Александр] Новиков11 в передаче у [Владимира] Соловьева12 однажды сказал, что мэр любого крупного города за границей - гомосексуалист.

[Епископ] Феофан (Ашурков) сообщил, что на ближайшем заседании Общественной палаты в рамках комитета по толерантности и свободе вероисповедания (название по памяти) может рассмотреть предложения присутствующих на конференции. Слово "толерантность" было произнесено подчеркнуто-издевательским тоном. Единственное предложение, которое тут же внесли присутствующие: рассмотреть вопрос о "границах толерантности", "где кончается терпимость и начинается попустительство".

Кто-то возмущался, что Церковь не выступает против - гомосексуализма, разврата, глобализации и еще чего-то. [Епископ] Феофан: Церковь свою позицию высказывала внятно в разных документах, в частности, "Основах социальной концепции", а если кому лень их почитать, то это не проблема Церкви. Возмущающийся начал говорить, что документы, конечно, хорошо, но ведь мы, миряне, на духовников ориентированы…

На конференции присутствовал десант из ставропольских батьков.

Дама - чиновник из Кемеровской администрации по связям с религиозными организациями рассказывала, как священник со Ставрополья звонил ей с просьбой выделить два вагона угля: "Отец Михаил, фамилию называть не буду, чтобы не закладывать". [Епископ] Феофан: "Да чего его закладывать - вон он сидит".

[Епископ] Феофан рассказывал, что назначая его на эту кафедру, патриарх предупредил, что у предыдущего архиерея там отношения не сложились с властями, поэтому будут сложности. Сейчас у Феофана там прекрасные отношения со всеми: кафедральный собор строится в том месте, о котором раньше даже заикнуться было нельзя, по епархии строится 87 храмов. На телевидение Феофана приглашают чаще, чем губернатора: час в неделю точно. В епархии обязал священников - подчеркнул, что это было не просьбой, а приказом - в крупных городах открыть православные гимназии. В одной из них (кажется, кисловодской) в прошлом году было два золотых медалиста, в этом три, и все выпускники поступили в вузы.

Присутствовали два чахлых студента МГИМО.

"Служение воскресных школ: просветительское, миссионерское, социальное. Опыт работы и перспективы развития воскресных школ", Даниловский м-рь.
Ведущие секции батьки рефреном повторяли перед каждым выступлением, чтобы соблюдали регламент, говорили только главное - статистику, конкретный опыт. Каждый выступающий, тем не менее, начинал с вступления минут на 15 о необходимости прямо сейчас спасать нацию, а то вымрет, потому что ужас что творится - бездуховность, безнравственность, либеральное правительство, СМИ, глобализация и т. п. И полная бессодержательность практически у всех услышанных мной (примерно пяти) докладчиков.
Одна дама уверяла, что опекаемые их общиной заключенные прямо-таки просят не присылать им одежду, вещи, продукты, т. к. все это у них есть, а жутко радуются иконкам - "наконец-то нашли православных". До сих пор им присылали христианскую литературу, но - "ну, вы понимаете, кто им присылал".

"Основы православной культуры", м. "Красногвардейская", школа № 979.
То же отсутствие информации.
Фактически презентация книг Аллы Бородиной. Каждому выступающему Бородина вручала грамоту или диплом имени себя (от имени собственного фонда или издательства) и комплект собственных учебников. Выступающие в один голос говорили, что ничего лучше этих учебников не видели и с другими пособиями даже сравнивать нельзя.

Запись открытого урока ОПК по учебнику Бородиной в младших классах (едва ли не первоклашки). (Лес рук и очевидная заученность ответов не оставляют сомнений, что урок постановочный от и до). Вопрос детям: "Почему человек ходит в храм?" Ответ: "Потому что вся жизнь человека проходит в храме: человек рождается - крестится, женится - венчается, у него рождается ребенок - он его крестит, и в последний путь провожают тоже в храме". Вопрос: "Что вы чувствуете в храме?" Ответы: "Мир и спокойствие в душе", "В храме так тихо, что хочется общаться с Богом". На вопрос, в каких храмах были: ХХС [Храм Христа Спасителя], Успенский собор в Кремле, Василия Блаженного, Исаакий, Спас-на-Крови - т. е. детишек просто возили по музеям. Дети какой-то школы писали о своей семье: рисовали генеалогическое дерево, приклеивали фотографии, анализировали имена. Не жития святых, имя которых носят, а черты характера, присущие человеку с конкретным именем, возможно, по Хигиру13.

Чья-то фраза: "Народ состоит не из Абрамовичей, Дерипасок и Ходорковских…"

Рязанцев Михаил Николаевич из Люберец - живая иллюстрация к миниатюре М. Евдокимова "Морда красная…". Раньше занимался футболом, имеет свой спортивный клуб. Но "физкультура - это хорошо, но нравственность тоже нужна". Когда сообщил в администрации, что будет заниматься продвижением ОПК, "все, конечно, удивились". Развозит книжки Бородиной, учителя не знают, как благодарить, и просят еще. Сообщил, что Москва - "клубок черной энергии", т. к. когда к ней подъезжаешь, голова болеть начинает.

Устроили чай в столовой. Одна худая, длинная, вся в черном, прилизанная, в платке и с горящим взором дама вопрошала, что здесь постное. Местные учителя, явно смутившись, констатировали, что и пирожки с капустой - тоже не постные. Дама демонстративно питалась мандарином. Присутствующие батьки (среди которых был один монах) ни слова протеста по поводу колбасы и сыра в среду не высказали и явно не ушли голодными. Когда все уже приступили к еде, прибежал запоздавший священник и, поинтересовавшись у накладывающего что-то в тарелку собрата, благословил ли тот уже "ястие и питие", исправил упущение, прочитав все полагающееся, стоя лицом к окну - "на мир Божий" - за неимением в школьной столовой иконы.

2.02. Пресс-конференция по ОПК, ЦДЛ [Центральный дом литераторов].
Вообще популярная на этих чтениях сексуальная тема на этой пресс-конференции достигла апогея: о сексе говорили все - много, с удовольствием и не к месту. Минимум получасовой доклад [протоиерея Александра] Шаргунова14 почти полностью посвящен половым извращениям. Связал инцест с клонированием, ссылался на О. Конта15.

Самым невинным оказался архиепископ Рязанский и Касимовский, рассуждавший о телепузиках, несколько лет не появляющихся в эфире. Когда у Бородиной что-то не заладилось с микрофоном, владыка Павел сорвался с места и бросился лично поправлять проводочки.

Фрагмент выступления [депутата государственной думы от "Родины" Александра] Чуева:
"Многие просто боятся слова "православный". Боятся, потому что, к сожалению, последние семьдесят лет безбожного атеистического режима, который в корне уничтожал всякую возможность упоминания религии, они привели к тому, что где-то, особенно если пожилые педагоги, особенно, если люди, жившие в советском обществе и не сумевшие изменить свои представления о мире до конца, вот для них это пугающе. И вторая категория. Это молодые люди, которые, может быть, воспитывались в очень благополучных семьях, может быть, быстро вошли во власть. Либо люди очень специфические, например, люди нетрадиционных сексуальных ориентаций и так далее, которые, естественно, занимают абсолютно иную, принципиально иную позицию - позицию полного отрицания возможности воспитательной компоненты в школе. Они, например, считают, что наоборот - толерантность, западные ценности, демократическое устройство государства, либеральный подход и в социальной жизни, и в морали, и в экономике. Это другая категория людей, которые нам противодействуют сегодня. Они, конечно, более активны и с ними тяжелее бороться. Потому что если люди пожилые постепенно, рано или поздно, медленно, но все равно так или иначе, но иногда, довольно часто все-таки приходят к Богу, то эти люди к Богу, скорее всего, никогда не придут - в силу своих убеждений или в силу того греха или порока, который разъедает их жизнь".

Короче - все вокруг пидоры!

1 Монастырь, где размещается официальный организатор Чтений - Отдел образования и катехизации Московской Патриархии.
2 Сайт молодых православных русских националистов, занимающихся борьбой с потенциальными "оранжевыми революциями" в России.
3 Бывший заместитель руководителя Отдела внешних сношений, известен как центральная фигура в деле о поставке "безакцизных" сигарет в Россию в 1996-1997 гг.
4 Генеральный прокурор РФ.
5 Правильно - "тропарь".
6 Имеется в виду недавний нашумевший случай "дедовщины": пытки в казарме привели к таким травмам, что солдату были ампутированы ноги и половые органы.
7 Автор единственного общепризнанного в Церкви учебника по ею же выдуманному предмету "Основы православной культуры".
8 Причиной обструкции стало то, что новый министр образования остановил уже подготовленное внедрение ОПК (по учебнику А. Бородиной) в средние школы и вместо этого принял предложение о подготовке нового учебника "Основы мировых религий". При этом православную публику мало интересует тот факт, что своими действиями министр реализует волю Администрации президента РФ.
9 Этот известный пропагандист, специализирующийся на "отстаивании интересов русских в Украине" и "борьбе с оранжевыми революциями", в течение многих лет приходил на все публичные мероприятия в давно нестиранных турецких свитерах диких расцветок.
10 Ученая дама, автор монографии "Политизация "православного мира"". Рецензию Н. Митрохина на ее книгу и последовавшую дискуссию см.: Неприкосновенный запас. М. 2004. №№ 38-39.
11 Известен как автор и исполнитель "блатных" песен, за что (реально, а номинально - за спекуляцию аудиоппаратурой) и был осужден в 1984 г. В последнее время известен в основном своими выступлениями за цензуру на эстраде и особенно против гомосексуалистов и эстетизации гомосексуальности.
12 Специализируется на talk-show по острым социальным проблемам.
13 Б.Ю. Хигир - бывший харьковский, а ныне московский автор нескольких книг, в которых дает советы об определении характера человека в зависимости от имени, отчества и даты рождения.
14 Известный московский священник, активно выступающий в поддержку Коммунистической партии, руководитель "Комитета за нравственное возрождение Отечества", устроившего погром на выставке в Сахаровском центре.
15 Огюст Конт - французский философ, жил в первой половине XIX в., один из основоположников позитивизма и социологии.

Дизайн сайта: Академия Наивного Искусства на улице Академика Варги. Все права защищены.